Подготовка к Олимпиаде существенно стимулировала спрос на грузоперевозки и открыла второе дыхание для этого рынка. В то же время ко второй половине 2013 года основные работы по подготовке должны быть завершены, и эксперты дают неутешительный прогноз на снижение объемов грузоперевозок для Южного региона.
В качестве альтернативы специалистам видится рост импорта как следствие вступления в ВТО. Если же говорить о еще более далеких перспективах, то ЧМ по футболу. Рост конкуренции на этот период с точки зрения потребителя безусловно положительно скажется как на качестве услуг перевозчиков, так и на их тарифных сетках.
Сквозь преграды
В 2012 южный регион по части грузоперевозок сильно замедлил в темпах роста. Так, например, в Ростовской области в 2012 году рост составил только 5,2%, а годом ранее целых 16,6%. Краснодарский край и вовсе «ушел в минус», продемонстрировав падение на 0,5%.
По мнению аналитиков ключевую роль здесь сыграли аграрии, которые из-за тяжелых погодных условий года в целом дали низкий урожай зерновых. Причем он оказался наиболее низким за последние 10 лет. Одновременно с объемами жд перевозок это подкосило средние и малые транспортные предприятия. За ними от такой урожайности пострадали и перерабатывающие предприятия, что, опять же, повлекло спад объемов перевозок растительных масел.
В 2011 году после трехлетнего спада на юге России наблюдался всплеск объемов перевозок растительных масел, обусловленный хорошим урожаем и благоприятной ценовой конъюнктурой. Однако в прошлом году объем таких перевозок снова снизился
— констатировал директор Ростовского филиала ПГК Вадим Жуков.
К положительной динамике перевозчиков склонила промышленность: так на Дону объем вырос на 6,5%. Как сообщил Ростовстат, сегмент железнодорожных грузоперевозок, охватывающий 57,5% рынка в области, порядком увеличился за счет роста перевозок цветных металлов, каменного угля, строительных материалов.
Краснодарский край был «подтянут» надвигающейся Олимпиадой. За прошлый год фактически 1/10 всех грузоперевозок края была направлена на подготовку к спортивному событию.
Качественная конкуренция
Автоперевозки успешно держат пальму первенства по популярности доставки грузов внутри страны и в южных краях в частности. Без привязки к портам или железной дороге, объемам грузов или необходимости промежуточной разгрузки они являются одним из наиболее практичных способов грузоперевозок. Юг 2012 году показал максимальный рост именно в отрасли автомобильных перевозок.
За ростом объемов не отставал и рост цен, который в 2012 году в среднем подрос на 7,2%. Эксперты считают, что причин для их снижения нет.
Цены толкает вверх инфляция, постоянный рост цен на топливо, рост стоимости техники и сервисных услуг
— отмечает Дмитрий Баранов.
Стоит учитывать, что сам по себе Южный округ на рынке автомобильных грузоперевозок представлен такими крупными многопрофильными компаниями как DHL, «Деловые линии», ПЭК и DPD, что само по себе задает высокую планку стандартов работы здесь. Так малые и средние бизнесы способны бороться с гигантами лишь за счет качества услуг.
Поскольку согласно статистике рынок сейчас находится в состоянии, когда предложение превышает спрос, тенденция к росту качества услуг сохранится и на 2013 год.
Подвижные составы привели ЖД к профициту
Операторы подвижных составов показали столь высокую динамику роста в 2012 году, что жд-перевозчики вынуждены были констатировать профицит вагонов.
На протяжении почти всего прошлого года мы работали в условиях дефицита подвижного состава: были востребованы крытые и полувагоны, цементовозы, цистерны. Ситуация, сложившаяся в конце 2012 года и в начале этого года, говорит о том, что рынок грузоперевозок перенасыщен подвижным составом. В условиях такого профицита мы испытываем давление со стороны наших конкурентов
— рассказывает Вадим Жуков.
Естественно, в выигрыше от такой ситуации остался конечный клиент. Так Ростовский филиал ФГК не повысил цены ни разу за весь прошедший год, а некоторые железнодорожные перевозчики, подстраиваясь под текущие реалии, даже стали отправлять не полностью груженые вагоны и по скорости доставки уже не уступают автомобильным конкурентам.
Сегодня железнодорожные операторы предлагают доставить груз почти с такой же скоростью, как это делают автоперевозчики, кроме того, уже не надо ждать, чтобы грузов у клиента накопилось на целый вагон
— отмечает Дмитрий Баранов.
Отдача от инвестиций
Эксперты констатируют, что южные порты так до конца и не использовали свой потенциал. Мешает этому в основном их устаревшая техническая база и недостаточная пропускная способность близлежащих железнодорожных станций.
Это в достаточной мере подтверждается прошлогодними показателями, когда идущие по пути модернизации порты существенно превысили объемы предыдущего года. Так порт Таганрога увеличил объем на 7%, Новороссийский (Группа НМТП) — на 1,2%. Объем проходимых грузов стивидорных компаний Азово-Донского пароходства увеличился более чем на 10%.
Объясняя причины компании отмечали в первую очередь рост инвестиционных вливаний в модернизацию портов. Так Новороссийскому порту удалось увеличить объем перевалки нефти более чем на 10% благодаря запуску мазутного терминала в Новороссийске.
Альтернатива Олимпиаде
Вот уже несколько лет Олимпиада оставалась существенным катализатором грузоперевозок. Но в 2013 её эффект пойдет на спад. По сообщению «Транспортной дирекции Олимпийских игр» уже к данному моменту прогнозируется сокращение доставки строительных грузов на 13 млн. тонн по сравнению с 2012 годом. Грузоперевозчики обязаны искать альтернативу:
Из-за завершения подготовки к Олимпиаде во втором полугодии резко снизятся объемы перевозок строительных грузов на адлерском направлении. Мы уже приступили к проработке организации перевозок грузов, альтернативных „олимпийским“, изменяем логистические подходы и географию маршрутов. Один из перспективных вариантов — доставка грузов из Ростовской области, отдельных районов Кубани в Астраханскую, Волгоградскую область, Подмосковье и другие центральные регионы.
— комментирует Вадим Жуков
Возможным стимулом экспертам видится надвигающийся Чемпионат мира по футболу в 2018 году, основная подготовка к которому пройдет в Сочи и Ростове-на-Дону. Но событие слишком далеко от текущего времени, а разработка проектной документации и самих смет потребует, скорей всего, еще немало месяцев. Потому этот фактор вряд ли сгладит факторы 2013 года.
Питает надеждами грузоперевозчиков также и вступление в ВТО.
В отрасли грузоперевозок планировались определенные выгоды от вступления России в ВТО — увеличение объема перевозок за счет объема поступающего импорта. Однако пока об этом говорить рано — с момента вступления прошло всего полгода. Тем не менее, мы позитивно смотрим в будущее и рассчитываем на увеличение объемов грузоперевозок. Так или иначе, уровень потребления растет во всем мире и Россия не исключение.
— поясняет директор филиала ПЭК в Ростове-на-Дону Алексей Дымченко.
«Готовя сани летом» многие компании уже успели испытать на себе выгоды нахождения в ВТО и вышли на международные рынки с доставками грузов как в Казахстан, так и в Беларусь.
Положительные ожидания успели подтвердить авиаперевозчики грузов, которые работают обычно на международном рынке. Так некоторые компании сообщили об успешно открытых контрактах со странами участниками ВТО.
В железнодорожных же перевозках наблюдается некий «застой» из-за профицита вагонов.
С учетом продолжающихся тенденций в экономике в 2013 году также будет наблюдаться избыток грузовых вагонов, стоимость перевозок увеличиваться не будет.
— поясняет Александр Титович.
На 2013 год основным прогнозом экспертов является консолидация предоставляемых услуг. Создание альянсов и других союзов перевозчиков, страховщиков и прочих околотематических представителей с целью повышения собственной конкурентоспособности на рынке.
В сфере грузоперевозок могут появиться также различные союзы и альянсы, причем не только между самими перевозчиками, но и между перевозчиками и логистическими компаниями, страховщиками и прочими компаниями, предоставляющими различные услуги. То есть, теперь груз предложат не только перевезти, но при необходимости и застрахуют, и осуществят его хранение и обработку на складе, окажут другие услуги. Все это автоперевозчики будут делать в борьбе за клиента, повышение его лояльности, увеличение собственной конкурентоспособности
— считает Дмитрий Баранов
В целом же общий прогноз пока не определен и, по мнению экспертов, будет зависеть в основном от состояния отраслей экономики в 2013 году.
Если не случится никаких потрясений, то отрасль вполне может превысить показатели 2012 года. Развитию рынка будут способствовать программы по развитию отдельных отраслей и регионов, осуществляемые как на федеральном, так и на региональном уровне, модернизация дорожной инфраструктуры, развитие контрейнерных перевозок, которые в настоящий момент активно продвигает ОАО „РЖД“. Поэтому несмотря на ослабление „фактора Олимпиады“ сегодня можно дать позитивный прогноз работы грузового транспорта в ЮФО в 2013 году.
— считает Дмитрий Баранов.
По материалам «КоммерсантЪ»